40 лет технологии турбонаддува: новая эра
28 марта 2021
Новости

40 лет технологии турбонаддува: новая эра

В честь 40й годовщины дебюта первого автомобиля Ferrari с турбонаддувом в гонках Формулы-1 мы решили рассказать о современной технологии турбонаддува в новейших автомобилях бренда

Технология турбонаддува занимает достойное место в инженерных традициях Ferrari благодаря многочисленным победам и иконам Формулы-1, включая GTO и F40 в 1980-х. Однако за последние пять лет появилось новое поколение автомобилей Ferrari с турбонаддувом.

Такое изменение было вызвано новыми международными нормами по выбросу углеводорода. Однако инженеры Ferrari нашли новый подход к развитию технологии турбонаддува, позволивший им преодолеть традиционные ограничения, такие как турбо яма, низкие обороты и не такой потрясающий звук. При этом новое семейство двигателей Ferrari с турбонаддувом V8 – с множеством модификаций для каждого автомобиля из GT и спортивного классов – получило свойства двигателей без наддува, которые компания за последние двадцать лет довела до совершенства.

Инженеры бренда разработали силовые агрегаты, которые сочетали в себе качества классического двигателя Ferrari: динамичность, удивительную мощность, мгновенное ускорение на любых оборотах и пьянящий звук с преимуществами технологии турбонаддува, такими как сокращение выбросов и меньший расход топлива, высокая удельная выходная мощность и компактные размеры.

Преимущества новых двигателей сразу стали очевидны: California T 2014 года выдал на 70 л.с. больше мощности и на 49% увеличил крутящий момент по сравнению со своим безнаддувным предшественником, но выбросы CO2 были сокращены на 20%. Год спустя 488 GTB продемонстрировал многогранность нового семейства V8: с увеличенным 3,9-литровым двигателем он развивал 670 л.с. при 8000 оборотах в минуту, а время отклика на педаль составляло всего 0,8 секунды при 2000 оборотах в минуту.

488 GTB и California T стали первыми современными автомобилями Ferrari, получившими двигатели с турбонаддувом

Эти два двигателя имели разные характеристики, но были объединены общими принципами, которые не только обеспечивали беспрецедентные показатели, но и потрясающую чувствительность к изменению положения дроссельной заслонки и насыщенное звучание двигателя. Этого удалось достичь благодаря внедрению множества сложных технологий, не в последнюю очередь, компактных турбин с двумя спиралями, которые сокращали время раскрутки, уменьшая тем самым турбо яму и минимизируя время отклика. Плоский коленчатый вал и выхлопной коллектор с трубами одинаковой длины усиливали звучание сгорающего топлива и выхлопов, которое становилось все более мощным по мере увеличения оборотов двигателя.

Одной из самых инновационных функций стало Управление переменным наддувом. По мере повышения передачи двигатель наращивал крутящий момент. Создавалось ощущение все нарастающей мощи, как у безнаддувного двигателя, при оптимальном расходе топлива.

Традиционным ограничением для двигателей с турбонаддувом были низкие обороты, однако для семейства двигателей Ferrari V8 с двойной турбиной это не проблема

Двигатели семейства Ferrari V8 получили стремительное развитие с момента запуска California T, что привело к созданию таких силовых агрегатов, как удивительный двигатель 720 л.с., установленный в 488 Pista. Революционный двигатель Pista получил ряд элементов гоночного автомобиля 488 Challenge, включая высокотехнологичные турбины со встроенными датчиками оборотов и облегченные детали, благодаря которым вес автомобиля снизился на 18 кг. Инженеры заменили 50% деталей по сравнению с 488 GTB, что позволило достичь мгновенного отклика на педаль и получить Международную премию «Двигатель года» как «Лучший из лучших» за последние двадцать лет.

Инженеры Ferrari также разработали двигатели, отвечающие конкретным потребностям Portofino, F8 Tributo, Roma и Portofino M, а недавно представили новый 4,0-литровый V8 для SF90. Это двигатель с увеличенной мощностью, полностью переработанными впускной и выхлопной системами, турбинами, оснащенными электронно-управляемыми выхлопными трубами, а также более узкой головкой блока цилиндров с центральным толкателем и прямым впрыском топлива под давлением 350 бар – также впервые в линейке Ferrari V8.

Каждый элемент каждого из двигателей с турбонаддувом V8 Ferrari был тщательно разработан, что позволило создать силовой агрегат, достойный Гарцующей лошади

В результате удалось добиться выходной мощности в 780 л.с., эквивалентной 195 л.с. на литр, что еще раз отодвинуло пределы производительности, доступной для такого типа двигателей. В связке с тремя электрическими двигателями, силовая установка позволяла достичь невероятной мощности в 1000 л.с., а означает, SF90 задает абсолютно новый эталон производительности не только для линейки Ferrari, но и для своих конкурентов.

Скорость прогресса компании за последние пять лет просто удивительна.