23 октября 2022

ГРАН-ПРИ США - ОСТИН

Описание трассы
Длина круга – 5543 м.
Количество поворотов – 20.
Количество кругов – 56.
Общая длина трассы – 308 405 м.

История
США – великая автомобильная держава, и, разумеется, у нее интересная и многогранная история проведения Гран-при. Circuit of the Americas, на которой сейчас проходят соревнования «Формулы-1», – уже десятая трасса, принимающая у себя эти именитые гонки.
Первые Гран-при США прошли в 1908 году, а моторы «Формулы-1» в Новом Свете впервые заревели в 1950-м на знаменитой трассе в Индианаполисе – Indianapolis Motor Speedway, прозванной Кирпичницей. Такое имя появилось после ее модернизации в начале XX века. Изначально это была грунтовая дорога, на которой оказалось крайне сложно управлять автомобилем на высокой скорости. В результате всю трассу уложили кирпичом, потратив в общей сложности 1,4 млн штук. Однако несчастные случаи не прекращались, и Индианаполис возглавил печальный список самых опасных трасс в мире. Только с 1931 по 1935-й там погибли 15 пилотов, а за всю историю дорога унесла жизни более 70 спортсменов, механиков и зрителей.
Сейчас, разумеется, на этом автодроме асфальтовое покрытие, но в память о прошлом один ярд выложен кирпичом.
С 1911 года здесь проводят «500 миль Индианаполиса» – одно из старейших автомобильных соревнований, остающееся и сейчас самым значимым в Северной Америке. С 1950 по 1959 год «Инди-500» входило в чемпионат «Формулы-1». Ситуация была странная: далеко не все европейские пилоты принимали участие в «Инди-500», а некоторые американские гонщики даже не знали, что в Индианаполисе они в том числе зарабатывают очки «Формулы-1». Соответственно можно считать, что, не являясь Гран-при США, «Инди-500» лишь формально входило в «Формулу-1».
В 1959 году этап «Формулы-1» прошел на трассе Себринг (Sebring International Raceway), созданной на территории военной базы и аэродрома. Во время Второй мировой войны в этом месте тренировали пилотов самолетов В-17, а затем уже созданная инфраструктура оказалась подходящей для проведения 12-часовых гонок на выносливость. «Формула-1» прошла здесь только один раз. Организаторы не окупили затраты, и в 1960 году «Формула-1» переехала в Риверсайд – Riverside International Raceway. На этом автодроме, расположенном в холмистой местности (он известен и тем, что имеет длинную прямую – 1,8 км), безоговорочно лидировал Стирлинг Мосс.
Опять же из соображений экономии Гран-при США вновь меняет место и с 1961 года проходит в штате Нью-Йорк на трассе Уоткинс-Глен Интернешнл (Watkins Glen International), которую обычно просто называют Glen. Скоростной автодром с хорошим обзором нравился и пилотам, и зрителям. В 1971 году его удлинили на целую милю. Пятнадцать из 20 этапов «Формулы-1» проходили под названием Гран-при США, а пять – Гран-при США-Восток. Это было связано с тем, что в городе Лонг-Бич (Калифорния) одновременно проводили соревнования Гран-при США-Запад, которые тоже стали этапом «Формулы-1». На городской трассе Лонг-Бич соревнования проходили с 1976 по 1983 годы. Характерная черта этой трассы, проложенной по улицам города, – искривленный участок старта-финиша, расположенный вдоль набережной. Интересный факт: за восемь лет победителями стали пилоты из восьми государств.
Скорости росли. К 1980 году Glen, проложенная по естественному ландшафту, перестала удовлетворять требованиям безопасности, и организаторам пришлось подыскивать новое место.
Два этапа «Формулы-1» – 1980-1981 годов – прошли в Лас-Вегасе на трассе Caesars Palace Raceway, проложенной по дорогам общего пользования вокруг казино-отеля Caesars Palace. С экономической точки зрения Лас-Вегас очень нравился организаторам, но сделать хороший автодром так и не удалось – он был опасен, вызывал гнев пилотов, да и изнуряющая жара невадской пустыни не способствовала проведению соревнований. В результате Caesars Palace Raceway была признана худшей трассой в истории «Формулы-1».
В 1982 году в США прошло целых три этапа «Формулы-1»: Гран-при США-Запад (Лонг-Бич), Гран-при США-Восток (Glen) и Гран-при Лас-Вегаса (Caesars Palace Raceway).
С 1982 по 1988 год «Формулу» принимала автомобильная столица США - Детройт. Строителям не удалось исправить дорожные ухабы, кроме того, как и в любой городской планировке, на трассе были повороты под прямым углом. В целом она оказалась медленной и не пользовалась популярностью. Не радовали и соревнования в Далласе (1984 год). Причина – явно опасные участки и неровности. Ко всему прочему – ужасная жара 380С. Победитель гонки Кеке Росберг использовал водяное охлаждение шлема! Ален Прост так отозвался о Далласе: «Единственный плюс во всем этом, что Детройт оказался не так плох, как мы предполагали!»
Этапы 1989-1991 годов прошли в Финиксе. Путь опять же проложили по дорогам общего пользования, и американские этапы «Формулы-1» выглядели скучно на фоне остальных. Да и зрителей было немного. После того, как в 1991-м на гонку пришли всего 18 тысяч человек, в США перестали проводить этапы «Формулы-1».
В 2000 году «Формула» вернулась на модернизированную «Инди-500». Но все же болельщиков на ней было меньше, чем на «500 милях Индианаполиса». Запомнился этап 2005 года. Увы, не спортивными достижениями, а скандалом: в заезде участвовало всего шесть машин, оснащенных шинами Bridgestone. Дело в том, что на остальных 14 была резина Michelin, в партии которой обнаружился брак. После аварии Шумахера, произошедшей из-за взрыва колеса, все 14 болидов прекратили участие в гонках.
В США любят машины, и, как следствие, там проводят много автомобильных соревнований. В результате «Формула-1» не пользуется таким повышенным вниманием, как в других странах. С 2007 года в США не было «Формулы-1». И только в 2012-м соревнования возобновились на Circuit of the Americas, построенной в Техасе. Это первая трасса, созданная именно для «Формулы-1». На торжественной церемонии открытия первый круг по новому автодрому совершил знаменитый гонщик, чемпион F1 1972 года Марио Андретти.

Описание трассы
Длина – 5513 м, движение направлено против часовой стрелки. Создатели трассы говорили, что ее изгибы повторяют природный ландшафт. Между тем многие элементы напоминают другие известные автодромы. Явно просматриваются изгибы арены Хоккенхайма, один из поворотов идентичен такому же в Турции. Впрочем, ничего плохого в этом нет: архитектор Герман Тильке использовал удачные элементы, выгодно дополнив их. Хороши расширения в поворотах, дающие возможность пилотам менять геометрию прохождения. Гонщики постоянно находятся в напряжении. Сразу после старта дорога идет в гору, и приходится притормаживать в первом повороте. В этот момент буквально «на пятки наступают» машины из следующей стартовой решетки. Особое внимание – к аэродинамике. Дело в том, что в 16-м и 18-м поворотах требуется больше прижимной силы, и, дабы не уйти с трассы, пилоты вынуждены снижать скорость.
Разумеется, есть и длинные прямые, позволяющие использовать всю мощность мотора.
Рекорд прохождения круга установил Себастьян Феттель в 2012 году – 1 мин 39,347 с.

ИСТОРИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ АВТОДРОМА С 2012 ГОДА

ВЫИГРАННЫХ ГОНОК
10
ПОУЛ-ПОЗИЦИЙ
7
САМЫЕ БЫСТРЫЕ КРУГИ
12
ПОДИУМОВ
25
ПОБЕДЫ
ПОУЛ-ПОЗИЦИИ
САМЫЙ БЫСТРЫЙ КРУГ
1975LAUDA312 T
1978REUTEMANN312 T3
1979VILLENEUVE312 T4
2000SCHUMACHERF1-2000
2002BARRICHELLOF2002
2003SCHUMACHERF2003-GA
2004SCHUMACHERF2004
2005SCHUMACHERF2005
2006SCHUMACHER248 F1
2018VETTELSF71H