11 сентября 2022

ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ - МОНЦА

Гран-при Италии проходит на автодроме Монца. Это один из старейших этапов Чемпионата мира F1, соревнования здесь проводятся с самого первого сезона – с 1950 года. Именно на Монца был объявлен первый чемпион «Формулы-1» – Нино Фарина.
Однако автомобильные соревнования на этой трассе проходили и раньше. Своим созданием Monza Autodrome обязан Миланскому автомобильному клубу, который в далеком 1922 году уже отмечал свое 25-летие. В честь этого события решили построить собственную трассу. Самым оптимальным вариантом оказался парк в Монце. Работу проводила специально созданная по такому случаю компания Societa Incremento Automobilismo e Sport, руководили строительством инженеры Альфредо Розелли и Пьеро Пуричелли. Инженеры исходили из максимальной скорости автомобилей 180-190 км/ч.
На строительные работы ушло всего 110 дней, и 3 сентября 1922 года состоялось торжественное открытие автодрома. Значимость события отражает тот факт, что на церемонии присутствовал премьер-министр Италии. Monza Autodrome – третья в истории автомобильного спорта трасса, созданная специально для проведения гонок.
Практически все спортивные трассы имеют грустные страницы в своей истории. Черной датой для Monza Autodrome стали соревнования 1928 года. Тогда Эмилио Матерасси на полной скорости влетел в трибуну. Шансов выжить у спортсмена не оставалось, но вместе с ним погибли 27 (!) зрителей. После этого трассу кардинально перестроили: от 14-километрового трека остался классический овал протяженностью 4,5 км с профилированными поворотами высотой 2,5 м.
Разумеется, в тяжелое военное время автомобильные соревнования не проводились. На автодроме хранили архивные документы, затем там укрывали животных миланского зоопарка. В 1945 году войска союзников провели на нем танковый парад, чем полностью разрушили покрытие. Трибуны сильно пострадали еще раньше. Однако в 1948-м трассу удалось восстановить за рекордные два месяца. Победителем Гран-при Италии 1948 года стал Жан-Пьер Вимилль.
В 1950 году Гран-при Италии вошел в чемпионат «Формулы-1». Гонки ежегодно проходили на автодроме в Монце. Исключением стал лишь 1980 год – тогда автомобильные моторы ревели в Имоле. Машины становились мощнее, росли скорости, и автодром перестал соответствовать требованиям безопасности. Поэтому в 1955-м были проведены серьезные работы: мощный бетонный фундамент пришел на смену гравийной подушке под асфальтом. Изменилась траектория некоторых участков, общая длина сократилась до 4250 м. На Monza Autodrome появилась возможность развивать 285 км/ч.
Дальнейшие преобразования трассы продолжались в целях максимальной защиты зрителей. После аварии 1961 года, когда Вольфганг фон Трипс врезался в трибуну (погибли пилот и десять зрителей), трассу вновь изменили и установили на ней железное ограждение. Но в 1970 году, когда у Йохена Риндта отказали тормоза, эти конструкции не выдержали.
Сложилась ситуация, при которой конструкторы автомобилей «Формулы-1» и проектировщики трасс преследовали разные цели. Конструкторы создавали новые, более скоростные, машины, а проектировщики из соображений безопасности меняли конфигурацию трассы, стремясь снизить максимальную скорость. На Monza Autodrome появились дополнительные изгибы и повороты, стало меньше прямых участков, на которых можно было изо всех сил давить на педаль газа. За всю свою историю трасса претерпела девять серьезных изменений. Сейчас ее длина составляет 5793 м.

Описание Monza Autodrome
На автодроме Монза три трассы. При проведении Гран-при используют главную длиной 5793 м. Есть так называемая «младшая» протяженностью 2405 м и старый скоростной овал длиной 4250 м. Последняя трасса не используется и сейчас ее состояние далеко от идеала.
Прохождение трассы Monza Autodrome требует специальной подготовки автомобилей. Дело в том, что на ней нужна минимальная прижимная сила, при этом важно оставить низкое сопротивление воздуху – именно здесь скорости особенно высоки. В результате перед стартом на автомобили устанавливают специальные элементы аэродинамического обвеса, которые не используют на других этапах «Формулы-1». Недостаток сцепления компенсируют особыми настройками шасси, обеспечивающими эффективность и стабильную работу тормозов. Статистика свидетельствует, что тормоза используют на 15% дистанции. На трех участках болиды оттормаживаются с 300 км/ч до 100 км/ч.
После длинной стартовой прямой пилоты на скорости 345 км/ч прибывают к двойной шикане Variante del Rettifilo. Затем следует поворот Curva Grande, в который входят при 90 км/ч, а на выходе разгоняются до 310 км/ч. Однако такую высокую скорость развивают лишь на дистанции 100 м, следующий поворот Variante della Roggia невозможно держать более чем на 100 км/ч. Это опасный участок, и именно на нем автомобили нередко вылетают с трассы. Но серьезных аварий здесь не бывает – только потеря времени при уходе на гравий. Затем – комбинация поворотов Curva di Lesmo, которую проходят на 140-155 км/ч. Следующий прямой участок позволяет включить шестую передачу и увидеть на спидометре 345 км/ч. Поворот Curve del Serragli ошибок не прощает, и в нем строго придерживаются 140 км/ч. Затем – шикана Variante Ascari (220 км/ч), энергичный разгон до 330 км/ч, поворот Curva Parabolica (160 км/ч) и финишная прямая.

ИСТОРИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ АВТОДРОМА С 1950 ГОДА

ВЫИГРАННЫХ ГОНОК
19
ПОУЛ-ПОЗИЦИЙ
21
САМЫЕ БЫСТРЫЕ КРУГИ
19
ПОДИУМОВ
69
ПОБЕДЫ
ПОУЛ-ПОЗИЦИИ
САМЫЙ БЫСТРЫЙ КРУГ
1951ASCARI375 F1
1952ASCARI500 F2
1960HILL246 F1
1961HILL156 F1
1964SURTEES158 F1
1966SCARFIOTTI312 F1-66
1970REGAZZONI312 B
1975REGAZZONI312 T
1979SCHECKTER312 T4
1988BERGERF1-87/88
1996SCHUMACHERF310
1998SCHUMACHERF300
2000SCHUMACHERF1-2000
2002BARRICHELLOF2002
20003SCHUMACHERF2003-GA
2004BARRICHELLOF2004
2006SCHUMACHER248 F1
2010ALONSOF10