13 ноября 2022

ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ - САН-ПАУЛУ

Параметры трассы
Длина круга – 4309 м.
Количество кругов – 71.
Общая длина трассы – 305 355 м.

История
В 1938 году два бизнесмена приобрели большой участок земли в окрестностях бразильского города Сан-Паулу. Это название мало о чем говорит большинству россиян, между тем Сан-Паулу – самый крупный город в Южном полушарии. Сейчас в нем живут более 11 миллионов человек. В конце 30-х годов прошлого века это тоже был очень большой город, в котором, естественно, весьма актуальной была проблема жилья. Владельцы участка планировали построить дома, но им это делать запретили, поскольку рядом находилась водозаборная зона, питающая водой весь мегаполис. Тогда на этом месте решили возвести автодром, что и осуществили к 1940 году. Назвали его Интерлагос (Autodromo Interlagos), что в переводе с португальского означает «между озерами». Трасса действительно находится между озерами Гуарапиранья и Биллингс.
Автодром расположен в природной впадине, что позволяет зрителям видеть всю трассу. Изначально его длина составляла 7963 м, а в 1957 году оборудовали два трека – скоростной и комбинированный. Через несколько лет вновь потребовалась реконструкция, так как Интерлагос явно не соответствовал стандартам того времени (перебои с электроэнергией, отсутствие туалетов, умирающая дренажная система). Средств не хватало, и работы закончились лишь в 1970-м. Конфигурация трассы повторяла довоенную, ее длина составляла 7963 м. Большинство поворотов имело свои названия, с которыми были связаны какие-то истории. Первые два обозначали просто цифрами, но считалось, что только настоящий мужчина может их пройти на полном газу, так сказать, «они отделяют мальчиков от мужчин». Опасности добавляли огромные эвкалипты. Curva do Sol – поворот Солнца – назывался так потому, что при приближении к нему гонщик попадал в тень, а на выходе выскакивал на освещенный участок. Curva do Sargento – поворот Сержанта. Некий полицейский решил пройти на полной скорости трассу на служебной машине. В этом повороте его развернуло, он стартовал заново и все же прошел весь трек. Curva do Laranja – поворот Апельсина – имел такую сложную траекторию, что на нем часто ошибались неопытные гонщики, а их называли «апельсинами». Следующий, имеющий подковообразную форму, назван Curva da Ferradura – поворот Подковы. Curva do Pinheirinho – поворот Сосны. На выходе из него стояла огромная сосна, которая не раз принимала на себя удары. Имеющий специфическую форму клюва Curva Bico de Pato так и назван – поворот Утиного Клюва. И последний – Curva da Juncao – поворот Перекрестка. Сразу за ним сходились треки автодрома.
В 1972-м Интерлагос принял Гран-при Бразилии, который спустя год включили в календарь «Формулы-1». В этом большая заслуга бразильского гонщика Эмерсона Фиттипальди, успехи которого привлекли внимание к Бразилии и его родному городу Сан-Паулу.
Гран-при Бразилии на Интерлагосе проходил до 1978 года, но жалобы пилотов на недостаточную безопасность и плохое покрытие, а также нежелание муниципальных властей вкладывать средства в автоспорт вынудили организаторов искать другое место для этих соревнований. Вполне логично, что их решили проводить в Рио-де-Жанейро, на гораздо более безопасном, но менее интересном автодроме Жакарепагуа. Его длина – 5031 м. Трасса имеет две длинные прямые и серию поворотов. Она возведена на месте осушенного болота и отличается минимальным перепадом высот. В 1979-1980 годах Гран-при вернулся в Интерлагос, а затем опять переместился в Жакарепагуа. Тогда на этом автодроме царствовал Ален Прост, пять раз ставший победителем в Рио.
В 1990 году «Формула-1» вернулась в Сан-Паулу. Трассу перестроили, ее протяженность уменьшили до 4309 м, сделали новые боксы, медицинский и пресс-центры, башню управления. Два поворота разработали при непосредственном участии уроженца Сан-Паулу Айртона Сенны. Да и средства – 15 миллионов долларов – муниципалитет выдал исключительно из любви к своему земляку. Сейчас разработанные Сенной повороты названы его именем. Автодром тоже сменил название – в честь известного гонщика Хосе Карлуса Паcе (Autodromo Jose Carlos Pace). Первую после реконструкции гонку вновь выиграл Прост, а на следующий год первым пришел Айртон Сенна.
В дальнейшем автодром в Сан-Паулу неоднократно обновляли, но и сейчас его состояние неидеально. Непроста и атмосфера в городе. С одной стороны, бразильцы – страстные болельщики, с другой, разгул преступности таков, что гостям и участникам чемпионата настоятельно рекомендуют гулять только по оживленным улицам, да и то с осторожностью.

Описание трассы
Движение направлено против часовой стрелки. Автодром расположен на высоте 750 м над уровнем моря, соответственно низкое атмосферное давление влияет на мощность двигателей и аэродинамику. К тому же в Сан-Паулу обычно жарко и влажно. В первом и третьем секторах важна скорость, а во втором, отличающемся серией крутых поворотов, – максимальная прижимная сила. Трассу покрывали новым асфальтом, но ухабы все же остались, что необходимо учитывать при настройках шасси.
Как видите, инженерам, готовящим болид к гонке, приходится решать сложную задачу. Многие эксперты считают, что залог успеха в Сан-Паулу заключается в шинах, до конца дистанции сохраняющих необходимые качества (предпочтительна мягкая резина), а также в надежных и эффективных тормозах.
Даже в солнечную погоду велика вероятность осадков, поэтому в запасе у механиков всегда есть дождевая резина.

ИСТОРИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ АВТОДРОМА С 1973 ГОДА

ВЫИГРАННЫХ ГОНОК
11
ПОУЛ-ПОЗИЦИЙ
7
САМЫЕ БЫСТРЫЕ КРУГИ
8
ПОДИУМОВ
31
ПОБЕДЫ
ПОУЛ-ПОЗИЦИИ
САМЫЙ БЫСТРЫЙ КРУГ
1976LAUDA312 T
1977REUTEMANN312 T2
1978REUTEMANN312 T2
1989MANSELLF1-89
1990PROSTF1-90
2000SCHUMACHERF1-2000
2002SCHUMACHERF2002
2006MASSA248 F1
2007RAIKKONENF2007
2008MASSAF2008
2017VETTELSF70H