Первые автомобильные соревнования должны были пройти в 1921 году, но заявку на участие в них подал… лишь один участник. Поскольку победитель был чересчур прогнозируем, гонки отложили.
Соревнования Grand Prix состоялись 90 лет назад – в1925 году. Тогда набралось уже семь участников, а выиграл Антонио Аскари – основатель династии победителей F1. Его сын Альберто Аскари дважды взошел на пьедестал «Формулы-1» – в 1952 и 1953 годах.
В Чемпионат мира F1 Гран-при Бельгии попал в 1950 году.
В то время протяженность трассы составляла более 14 км. Прямые участки вынуждали пилотов развивать максимальную скорость, что порой приводило к страшным авариям. Спортсмены гибли или получали тяжелейшие травмы (в 1939, 1960, 1966 годах). Мрачная слава Spa-Francorchamps заставила организаторов серьезно задуматься о безопасности. В 1972 году трассу все же признали чересчур опасной, и несколько лет соревнования проходили на автодромах Нивель-Болер и Зольдер. Однако и там, увы, не все было благополучно: именно на Зольдере в 1982 году погиб Жиль Вильнев. Гран-при Бельгии вернулось на Spa-Francorchamps, которую уменьшили в два раза. Несмотря на это, она все равно остается самой протяженной в чемпионате «Формулы-1».
На этой трассе лучше всех проявил себя Михаэль Шумахер. Именно на Spa-Francorchamps он дебютировал в 1991 году, именно здесь одержал первую победу в 1992-м, а после феерического финиша в 2001 году по числу побед опередил Алена Проста. Всего Шумахер шесть раз приходил первым на Spa-Francorchamps: в 1992, 1995, 1996, 1997, 2001 и 2002 годах.
Описание трассы
Сразу вскоре после страта расположена шпилька La Source. Войти в поворот на высокой скорости невозможно, и спортсмены проходят La Source на 60 км/ч, включая вторую передачу. Быстрее не разогнаться, более того, многие выбывают из соревнований именно в этом месте.
Затем появляется возможность нажать на педаль газа, и к повороту l’Eau Rouge машины подходят на 305 км/ч. Участок Kemmel позволяет развить 350 км/ч, но к повороту Les Combes необходимо немного сбавить. Именно здесь появляется хорошая возможность обогнать соперника. Далее следует змейка из правых и левых поворотов – там скорость составляет 140 км/ч. Слегка разогнавшись на последнем до 175 км/ч, спортсмены подходят к шпильке Rivage на 175 км/ч. Это сложный участок, поскольку, помимо изменения траектории, дорога спускается вниз. Особенно сложно здесь приходится в дождь. Затем – поворот Le Pouhon, для которого норма – 230 км/ч. На следующей прямой гонщики развивают 300 км/ч. Сбросить скорость до 180 км/ч вынуждает шикана Les Fagnes.
Интересный участок Virage Stavelot – двойная правая петля. В нее смело входят на 230 км/ч, затем сбрасываются до 50 км/ч, а на выходе включают четвертую передачу и разгоняются до 260 км/ч. В пологом левом повороте Вlanchimont придерживаются 310 км/ч. Круг заканчивается шиканой Вus Stop, в которой более чем до 80 км/ч не разогнаться, зато на стартово-финишной прямой всегда следует активное ускорение.
1952 | ASCARI | 500 F2 |
1953 | ASCARI | 500 F2 |
1956 | COLLINS | D50 |
1961 | HILL | 500 F2 |
1966 | SURTEES | 500 F2 |
1975 | LAUDA | 312 T |
1976 | LAUDA | 312 T2 |
1979 | SCHECKTER | 312 T4 |
1984 | ALBORETO | 126 C4 |
1996 | SCHUMACHER | F310 |
1997 | SCHUMACHER | F310 B |
2001 | SCHUMACHER | F2001 |
2002 | SCHUMACHER | F2002 |